Известно, что
международное право охватывает все сферы жизнедеятельности современного
общества, сотрудничество в сфере освоения космического пространства не стало
исключением. Космическое право являет собой яркий пример действия такого закона
диалектики, как переход количественных изменений в качественные. Возникшее не
так давно из ряда международных договоров, космическое право в настоящее время
представляет отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют
правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют
деятельность государств по использованию космоса.
Точкой отсчета для
формирования международного космического права стал запуск первого
искусственного спутника Земли Советским Союзом в 1957 г. Человечество перешло
от мечтаний о космосе к действительности, в которой полеты за пределы атмосферы
стали реальностью. Соответственно, появились определенные риски, связанные, в
частности с запуском и приземлением подобных объектов, а также возможности
злоупотреблений космических держав. Появившаяся новая грань общественной жизни
остро нуждалась в международном регулировании. Именно в этот момент появился
термин так называемого «моментального права», когда международное космическое
право снова явилось примерным образцом, теперь выступив показательным примером
быстроты реагирования мирового сообщества на изменяющуюся обстановку.
На поведение стран в космическом
пространстве в первую очередь распространились основополагающие принципы
международного права, такие как запрещение угрозы силой или ее применения,
мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Затем резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых отметим Декларацию правовых принципов
деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства 1963 г. В этом же году Московский договор 1963 г. запретил
испытания ядерного оружия в космосе.
Подгоняемые уже
состоявшимся первым полетом в космос человека, на основании перечисленного,
государства разработали целый ряд Договоров и Соглашений в различных сферах
космической деятельности. Ключевой договор - Договор о принципах деятельности
государств по исследованию и использованию космического пространства, включая
Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), нормативно
закрепил принципы международного космического права. Также отметим интересующее
нас Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении
объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенцию о
международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972
г.; Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство,
1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах
1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).
Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом
сотрудничестве в космосе.
Также об активном
формировании отрасли свидетельствует ее институционализация. Так, ООН создала
Комитет по мирному использованию космического пространства. Созданы организации
для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой
связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи
(ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации, например, Европейское
космическое агентство (ЕКА). ЕКА представляет собой уникальную организацию,
осуществляющую деятельность в космической области. Ее уникальность, на наш
взгляд, состоит в теснейшей связи ЕКА с Европейским союзом. После подписания
Лиссабонского договора 2009 г. ЕКА получил некоторые функции, которые можно
условно именовать наднациональными. Более того, ЕКА с каждым годом становится
все более активным участником космической отрасли: ежегодно бюджет ЕКА растет
примерно на 10%, а доходы увеличиваются ежегодно примерно на 300 тыс. евро.
ЕКА - международная межправительственная организация,
входящие в нее государства занимаются определением и проведением научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в области космических технологий. В настоящее
время ЕКА активно расширяется за счет приглашения новых членов, однако Россия
вступать е ряды ЕКА не спешит, так как это повлечет некоторую потерю самостоятельности
нашей страны в сфере космоса. Да и России, как исконно космической державе, на
настоящий момент нет нужды участвовать в подобных организациях, созданных на
основе нескольких других неудачных организаций.
В рамках СНГ в 1991 г.
было принято Соглашение о совместной деятельности по исследованию и
использованию космического пространства, на его основе был создан
Межгосударственный совет для руководства обозначенной деятельностью. Соглашение
призвано регулировать совместные усилия сторон по исследованию и использованию
космоса, а также ряд положений посвящен космическим комплексам и их
финансированию. Ответственность за межгосударственные программы, имеющие
военное или двойное (т.е. как военное, так и гражданское) значение, возложена
на Объединенные стратегические вооруженные силы.
Что касается
национального регулирования, в России с 1993 г. был издан Закон о космической
деятельности. В нем определены цели, задачи и принципы такой деятельности, а
также организационные и экономические основы. В 2004 году учреждено Российское
космическое агентство.
Но каким бы современным
ни было правовое регулирование и как бы далеко ни зашло развитие техники,
основные задачи по научным исследованиям на орбитальных станциях выполняют
живые люди – космонавты. Специфическая деятельность в условиях экстраповышенного
риска требовала закрепления особого международно-правового статуса космонавтов,
что и было сделано в Соглашении 1968г.
Космонавт - это лицо,
участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира
космического корабля или члена его экипажа. Космонавты выполняют задачи по
исследованию и использованию космического пространства как в процессе
космического полета, так и при посадке на небесных телах.
Правовой статус
космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по
космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и
возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (далее - Соглашение
1968 г.), а также национальным космическим законодательством. В космическом
пространстве и на небесных телах космонавты оказывают помощь друг другу.
Международное
космическое право отмечает особое значение деятельности космонавтов,
рассматривая их в качестве «посланцев человечества в космосе». Однако данный
факт не свидетельствует о межнациональном статусе космонавтов.
Космонавты, независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и контролем
государства регистрации космического аппарата во время его нахождения в космическом
пространстве или на любом небесном теле.
Некоторые особенности
прав и обязанностей членов экипажа, обусловленные стандартами и критериями
работы космической станции, установлены Межправительственным соглашением по
международной космической станции (1998 г.). Общим требованием к деятельности
космонавтов выступает критерий использования станции эффективным и безопасным
для жизни и здоровья членов экипажа образом.
Ряд формальных требований
к космонавтам зафиксирован в Кодексе поведения космонавтов. Так, согласно
Кодексу, каждый член экипажа станции должен отвечать медицинским и другим
стандартам, обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий
сертификат.
Однако как бы хорошо ни
был подготовлен «посланник человечества», и по сей день случаются
непредвиденные ситуации, в результате чего космонавты нуждаются в помощи на
Земле. В таких случаях действия спасающей стороны и страны запуска
предусмотрены Соглашением 1968 г.
Страны-участники
Соглашения при получении ими сведений, что экипаж космического корабля потерпел
аварию или терпит бедствие, совершил вынужденную или непреднамеренную посадку
на территории, находящейся под их юрисдикцией, немедленно информируют страну
запуска, а также Генерального секретаря ООН. В то же время они обязаны
предпринять все зависящие от них меры по поиску и спасанию оказавшихся в беде
космонавтов, с одновременным докладом Генеральному секретарю ООН о проводимых
розыскных и спасательных мероприятиях. В случае объективной необходимости или
возможности привлечения сил страны, осуществившей запуск корабля, сторона
разумно пользуется этими силами.
Более того, при
бедствии или крушении космического судна в открытом море или любом другом месте,
не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства-стороны, страны,
участвующие в Соглашении, также несут обязанность по проведению спасания в
случае возможности осуществления таких действий. В этих положениях проявляется
широкая гуманистическая направленность Соглашения и основанных на нем действий
сторон, ведь даже при бедствии не на территории своей юрисдикции, страна
обязуется оказать содействие космонавтам и стране-отправителю.
Что касается
возвращения в страну исхода после бедствия, то статус космонавтов и их корабля
разнится. Если, согласно Соглашению, члены экипажа, вне зависимости от места их
обнаружения, должны быть немедленно возвращены в страну-отправитель, то на
космический аппарат и другие космические объекты распространяется «заявительный»
порядок: возврат происходит по заявлению страны-отправителя, исключение
предусматривается для представляющих опасность объектов, их страна-собственник
корабля или объекта обязана забрать на свою территорию после уведомления о
находке нашедшей стороны. Кроме того, расходы на спасательные операции и
возвращение покрываются страной запуска, тогда как расходы на спасание экипажа
возмещаются страной-отправителем в добровольном порядке. Налицо гуманистическая
направленность норм международного космического права, когда недопустимо
требовать вознаграждение за спасенные человеческие жизни; и в то же необходимый
баланс: за «железо» полностью отвечает страна запуска, которая понесет расходы
по его поиску и доставке.
Таким образом,
рассмотрев правовой статус космонавтов и вопросы их спасания и возвращения
сделаем следующие выводы. Космонавт в международном праве рассматривается как
посланник человечества в космосе, в связи с чем страна, обнаружившая терпящих
бедствие космонавтов, обязана помочь им. В то же время космонавт, являясь
членом экипажа определенного космического корабля, подлежит немедленному и
бесплатному возращению в страну «приписки» космического судна.
Отметим также новые вызовы
современности, с которыми сталкивается космическое право. Так, ввиду постепенного
развития космического туризма возникает вопрос относительно правового статуса
лиц, совершающих такие путешествия. Ясно, что он полностью не может повторить
статус профессиональных космонавтов, поскольку функционал туриста не имеет
просветительного окраса, присущего космонавту. На сегодня международный режим
космического туризма надлежащим образом не урегулирован. Действие Соглашения
1968, видимо, распространяется и на космонавтов-туристов. Однако предугадывая
возможный рост космических путешествий, мировое сообщество может уже начать
разрабатывать положения о космическом туризме.
Список литературы:
1.
Декларация правовых принципов, регулирующих
деятельность государств по исследованию и использованию космического
пространства 1963 г. // (Дата обращения:
03.12.2013)
2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию
и использованию космического пространства, включая Луну и другие
небесные тела (Москва
- Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 г.) // (Дата обращения: 03.12.2013)
3.
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении
космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968
г.(Дата обращения: 03.12.2013)
|