Юридическое бюро "Сигнатура"

Юридические статьи

Главная » Статьи » Работы и конспекты по праву и экономике » История права

Поделиться:
Эссе. Брак и семья в законах Хаммурапи

       Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне. Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195). Содержание данных норм позволяет выявить типические черты института семьи в Вавилоне, проанализировать положения о порядке заключения брака, условиях его расторжения, определить правовой статус мужа, жены, детей.

       Типические черты института семьи в Вавилоне. Отношения в семье были патриархальными.Статус женщин был не намного выше положения домашних рабов. Тем не менее проявлялась тенденция к ослаблению власти мужа над женой, отца над детьми. Закон позволял рабу жениться на дочери свободного человека (175-176). Принято считать, что семья в Вавилоне была моногамной, но это не совсем так. Мужу не запрещалось иметь наложниц.  В качестве наложниц выступали рабыни. Наложница не имела статуса жены, статус первой был гораздо ниже, но при этом муж мог признать детей, рожденных от рабыни, своими(170). Мужчина при определенных обстоятельствах имел право взять вторую жену. Например, в случае недостойного поведения жены (141), в случае женитьбы на женщине, которая не родила ему ребенка (145), в случае болезни жены (148).Семья была гетерогенной, в законах отсутствуют какие-либо сведения об однополых союзах. Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).

       Условия и порядок заключения брака. Браком считались только те отношения между мужчиной и женщиной, которые основаны на договоре. Договор заключался между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак (128): «если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена». Вряд ли воля женщины на заключение брака учитывалась. Реальное содержание договора определялось женихом и семьей невесты. Фактически сторонами брачного договора были не жених и невеста, а жених с одной стороны и отец невесты - с другой. Только отец мог отказать человеку в заключении брака с его дочерью (160). Условием заключения брака было внесение женихом выкупной платы семье невесты, но это условие было не обязательным (139). Невеста имела приданное, которое было больших размеров чем выкупная плата жениха. Выкупная плата жениха представляла собой задаток. В случае нарушения женихом условий брачного договора выкупная плата (задаток) оставалась у семьи невесты, а в случае нарушения брачного договора со стороны семьи невесты, последняя возвращала выпуклую плату (задаток) в двойном размере. Таким образом об условиях заключения брака можно узнать только из норм, содержащихся в  статье 128 и статьях 159-164 . Законы Хаммурапи не устанавливают возрастного ценза для супругов. В законах не указаны обстоятельства, которые препятствуют заключению брака.

       Условия расторжения брака. Брак может быть расторгнут по воле одной из сторон. Обстоятельства, которые являются основанием для расторжения брака, у мужа и жены были различными.     

       Законы Хаммурапи предусматривают несколько причин, по которым брак может быть расторгнут по инициативе мужа. Муж не мог оставить жену, которая не родила ему детей, при этом он должен был вернуть ей приданное и выплатить серебром сумму равную выкупу (138). В том случае, когда выкупа не было муж выплачивал одну мину серебра (139), а муж - мушкенум выплачивал половину мины серебра. Муж мог оставить жену без каких - либо имущественных последствий для себя в том случае, когда жена позорила мужа и всячески выражала свою неприязнь к нему (141). По своей воле человек  был вправе оставить наложницу (шугетум), а если у них есть общие дети, то наложница имела право на часть имущества этого человека (137).   Муж не мог оставить больную проказой жену, он имел право взять другую жену, но был обязан содержать свою больную жену, а последняя имела право жить в доме мужа либо получить возмещение своего приданного и вернуться в дом отца (148-149).

       Допускается расторжение брака по инициативе жены. Это возможно в том случае, если муж очень унижал жену, изменял ей, а она была ему при этом верной женой (142). Наличие данных обстоятельств женщина должна доказать «кварталу», если ей этого не удастся сделать, то ее ждет суровое наказание(муж имеет право утопить свою жену; 143), поэтому скорее всего содержание этой нормы имеет лишь формальный характер и ей вряд ли пользовались жены. Тем не менее указанная выше норма довольно либеральна для того времени. В том случае если человек бежал из своего поселения и оставил свою жену, жена имела право расторгнуть брак независимо от того вернется ли этот человек в поселение или нет (136).

       Строгое наказание предусматривалось за измену женой. Муж мог утопить неверную жену (129). Жена признавалась невиновной, если ее изнасиловали (130). Изнасилование определялось как преступление, за совершение которого преступника убивали.

       Семья для жителя Вавилона имела большое значение. Семья давала возможность мужчине оставить после себя наследников, продолжателей рода. Положению детей в семье, их имущественным правам уделялось особое внимание в вавилонских законах.

        Дети могли наследовать как по закону, так и по завещанию. Правом наследовать имущество отца обладали сыновья, дочери же не наследовали имущества своих родителей. Закон предусматривал исключение, если у отца были одни только дочери, то они наследовали имущество, но впоследствии были обязаны передать данное имущество в собственность свои сыновьям (176). Если дочку отдавали в храм, где ее посвящали в жрицы для служения богам, то ее отец давал ей  приданное. Дочь имела право собственности на то имущество, которое составляло приданное, в том случае, если отец составлял об этом соответствующий документ (183). В том случае, если указанный выше документ отсутствовал, то данное имущество наследовали сыновья. Последние обязаны были возместить стоимость данного имущества своей  сестре (178-179; 184). В том случае если дочери, которая являлась надитум, кадиштум или кульмашитум, отец не оставлял приданного, то после его смерти она приобретала право пожизненного пользования на часть наследственного имущества (180-182). Отец мог подарить свое недвижимое имущество любимому сыну, тогда такое имущество не входило в состав наследственной массы, остальное же имущество делилось поровну между всеми сыновьями (165). Отец не мог просто так лишить сына наследства. Лишение наследства допускалось только в случае двукратной тяжкой повинности со стороны сына (168-169).

        Сыновья от разных браков, имеющие общего отца, наследовали приданное своих матерей, а имущество отца наследовали в равных частях (167).  Сыновья от разных браков, имевшие общую мать, наследовали ее приданное в равных частях (173). Сыновья не наследовали имущество от отчима или от мачехи (174).

       Законы Хаммурапи предусматривали такую форму принятия в семью детей как усыновление. Было два вида усыновления. Первый вид, когда усыновление осуществлялось семьей, которая не могла иметь детей, в этом случае целью усыновления было продолжение рода. Второй случай, когда усыновление осуществлялось человеком для приобретения рабочих рук, тогда за усыновляемым сохранялось право на получение обязательной доли в наследстве от того человека, который его усыновил. Обязательная доля составляла одну треть от движимого имущества усыновителя (191).

       Закон устанавливает случаи, когда за ребенком сохранялось право вернуться в родную семью (185 - 190).

       Особый порядок наследования был установлен для сыновей, рожденных рабыней. Если отец признавал этих детей своими и относил их к сыновьям супруги, то они наследовали имущество на общих основаниях, также как и сыновья, рожденные от супруги (170). Если отец не признавал сыновей, рожденных от рабыни своими, тогда они не наследовали имущества после смерти отца, но тем не менее рабыне и ее сыновьям предоставлялась свобода.

       В Законах Хаммурапи есть определенная связь между дарением и наследованием имущества. Муж / отец мог подарить свое имущество жене / сыну / дочери, такое имущество не входило в состав наследства. Для того чтобы договор дарения был признан действительным его необходимо заключать в письменной форме. Если муж не дарил имущества жене, то она имела право на имущество, оставшееся после смерти мужа, наравне со своими сыновьями (172).

       Супруги совместно отвечали по имущественным обязательствам, возникшим после заключения брака (152). Муж имел право отдать за долги свою жену / детей в рабство сроком на три года (117). Супруга еще до заключения брака могла получить от будущего мужа документ, содержащий правило о том, что ни один из супругов не отвечает по имущественным обязательствам друг друга, возникшим до заключения брака (151). Следует отметить, что Законы Хаммурапи не указывают конкретный момент, после которого брак считается заключенным.

       Законы Хаммурапи, как один из наиболее значимых правовых памятников Древнего Востока, дают возможность сформировать нам представление о браке и семье на начальной стадии их развития. В настоящее время невозможно совершенно точно представить себе те брачно-семейные отношения, которые фактически существовали в Вавилоне в XVIII веке до н. э. Тем не менее в силу того, что Законы Хаммурапи были основаны на обычаях и юридической практике, которая сложилась к тому времени, имели казуистический характер, можно предположить, что данные законы не содержали лишь формальные нормы и являлись отражением реальных общественных отношений. Законы Хаммурапи сохранили для нас сведения о первых и самых трудных шагах на пути к правовому регулированию брачно-семейных отношений. Заметно влияние религии, общественных устоев на брак и семью. Нормы Законов Хаммурапи, регулирующие брачно-семейные отношения, имели либеральный характер. Об этом свидетельствует наличие у жены определенных прав и гарантий, которые обеспечивали данные жене права.  Законы Хаммурапи установили более высокий правовой статус для жены и детей. В целом, несмотря на то, что семья того времяни оставалась патриархальной, в Законы Хаммурапи был заложен принцип о том, что сильный должен уступать слабому. Данные законы повлияли на закрепление принципа справедливости в правовом регулировании, определили путь дальнейшего развития брака и семьи.

 

      

         

Категория: История права | Добавил: Редактор (21.08.2013)
Просмотров: 39119 | Теги: законы хаммурапи, история, Эссе | Рейтинг: 4.6/7

Похожие материалы

Форма входа

Поиск по сайту

Наш опрос

Одобряете ли вы внешнюю политику России?
Всего ответов: 591

Присоединяйтесь

Статистика




Здравствуйте. Изучите сайт самым тщательным образом.
С ув. Администрация