Целью исследования
данной работы являются общие вопросы сотрудничества государств в борьбе с
преступностью, которую, на мой взгляд, по праву можно признать одной из
основных глобальных проблем на современном этапе развития общества. Это, в
первую очередь, по моему мнению, обусловлено постоянно растущий большими
темпами уровень международной преступности, преступлений против мира и
безопасности человечества и международных преступлений, в целом. Также данный
вопрос актуален с точки зрения продолжающихся по сей день процессов всеобщей
глобализации, что никак не могло затронуть столь важный для любого общества
институт борьбы с преступностью.
Данный факт указал на
острую необходимость тесного сотрудничества в сфере борьбы с международной
преступностью. Как утверждает Нигматуллин Р.В. в своей статье «Становление
сотрудничества государств Европы в борьбе с преступностью»: «Международное
сотрудничество правоохранительных органов европейских государств стало реально
складываться еще в 70-е гг. XX в. Начало было положено образованием в 1975 г.
особого координационного органа 12 западноевропейских государств: Бельгии,
Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга,
Нидерландов, Португалии, ФРГ и Франции. Была достигнута договоренность о
создании рабочей группы и проведении регулярных совещаний (дважды в год)
министров внутренних дел (юстиции), руководителей полиции и органов
безопасности для координации борьбы с преступностью. Название "TREVI"
группа получила от аббревиатуры французских слов "Терроризм, радикализм,
экстремизм и насильственные действия международного характера"».
Однако регулирование
данного вопроса требовала закрепления не только на уровне соглашений между
государствами, но и на уровне ООН. В силу того, что вторая половина XX века ознаменовалась рассветом
международного терроризма, начиная с 1963 г. мировым сообществом под эгидой ООН
было разработано 13 контртеррористических документов, которые явились
конкретными ответами на проявления различных видов терроризма. В 1973 г.
Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Специальный комитет по терроризму. С
2000 г. он начал работу над проектом Всеобъемлющей конвенции по борьбе с
терроризмом. Инициатором этой работы явилась Индия, которая еще в 1996 г.
представила первоначальный проект договора Шестому (правовому) комитету
Генеральной Ассамблеи ООН.
Тем не менее, до сих пор не решены проблемы, препятствующие принятию этой
конвенции. Камнем преткновения в работе над ней является различие позиций государств
в выработке определения международного терроризма.
Общую нормативную базу по данному
вопросу можно представить в следующем перечне:
- Уставы Нюрнбергского и Токийского
военных трибуналов
- Уставы международных трибуналов для
Югославии и Руанды.
- Европейская Конвенция о выдаче 1957 г.
- Европейская Конвенция о взаимной
правовой помощи по уголовным делам 1959
- Конвенция о правонарушениях и
некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна 1963 г.
- Европейская конвенция о международном
признании судебных решений по уголовным делам 1970 г.
- Конвенция о борьбе с незаконным
захватом воздушных судов 1970 г.
- Конвенция о борьбе с незаконными
актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.
- Конвенция о предотвращении и наказании
преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе
дипломатических агентов 1973 г.
- Гаагская конвенция о борьбе с
незаконным производство опиума, торговлей им и потреблением 1912 г.
- Единая конвенция о наркотических средствах
1961 г.
- Конвенция ООН о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
- Конвенция Совета Европы об
"отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной
деятельности 1990 г.
Также стоит отметить соглашения в рамках
СНГ:
- Конвенция о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
- Соглашение о сотрудничестве в борьбе с
преступлениями в сфере экономики 1996 г.
В рамках данного
вопроса, на мой взгляд, никак нельзя обойтись без упоминания о такой
международной организации, как Интерпол. Данная организация состоит из
представителей национальных полицейских учреждений различных стран и имеет цель
способствовать установлению взаимных деловых контактов между полицейскими
органами и объединению усилий всех национальных правоохранительных органов,
призванных вести борьбу с международными уголовными преступлениями. Интерпол
ведет картотеку многих тысяч преступников и наиболее опасных преступлений. За
свою почти вековую историю организация положительно себя зарекомендовала и
раскрыла множество преступлений разной степени тяжести. Все вышеперечисленное,
по моему мнению, делает деятельность Интерпола одним из важнейших механизмов по
борьбе с международной преступностью, поскольку данная организация, на мой
взгляд, является наиярчайшим примером тесного международного сотрудничества с
целью борьбы с международной преступностью.
Далее следует отметить
роль международных неправительственных организаций, таких как Международная
ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество
(МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ), Международный уголовный
и пенитенциарный фонд (МУПФ). Однако данные организации оказывают влияние лишь
на теоритическую составляющую вопроса международного сотрудничества в сфере
борьбы с преступностью.
Согласно общей теории
международного уголовного права, ученые-юристы выделяют следующие формы сотрудничества:
взаимные консультации, разработка текущих и долгосрочных программ
сотрудничества в области предупреждения преступлений, обмен опытом в
организации и проведении профилактических мероприятий. Однако, на мой взгляд, в
данный перечень следует внести такие формы сотрудничества, как выдача другому
заинтересованному государству лиц, совершивших преступления, оказание помощи в
деле розыска скрывающихся на чужой территории преступников, оказание помощи в
деле получения необходимых материалов по уголовному делу, обмен информацией о
приговорах, вынесенных гражданам другой стороны и т.п.
В заключение к данной
работе хотелось бы выделить необходимость дальнейшего развития международного
сотрудничества в борьбе с преступностью, количество международных преступлений
неуклонно растет, будь то терроризм, наркоторговля или пиратство, нужны
специальные механизмы, чтобы дать достойный отпор этим вызовам и чтобы
обеспечить безопасность и дальнейшее процветание общества.
Список
используемой литературы
1. Алиев В.М. Уголовно-правовые меры борьбы с
преступлениями международного характера: проблемы законотворчества и
правоприменения: М.: "Российский следователь", 2013, N 2
2. Капустин А.Я. К вопросу выработки
единого международно-правового определения терроризма // Терроризм как угроза
обществу в эпоху глобализации (международно-правовые и внутригосударственные
проблемы противодействия): Материалы международной научно-практической
конференции 13 - 14 апреля 2006 г.: В 3 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Ф.Б.
Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2006. С. 42.
3. Нигматуллин Р.В. Становление
сотрудничества государств Европы в борьбе с преступностью: М.: "Международное
публичное и частное право", 2006, N 2
4. Нигматуллин Р.В. Проблемы борьбы с
международной преступностью: историко-правовой анализ: М.: "История государства
и права", 2009, N 22
|