Очередной российский парадокс: граждане страны в большинстве критически относятся к судебной системе, но при этом все охотнее судятся. И друг с другом, и с государством. Количество дел, поступающих на рассмотрение гражданских судов, с каждым годом прирастает чуть ли не на 20 процентов, а по числу обращений в европейский суд россияне — едва ли не самые активные на континенте. Юристы впервые подсчитали, с какими спорами мы чаще всего идем в суд.
Когда россияне говорят о своем недоверии к судам, они все-таки чаще ориентируются на громкие процессы, исход которых кажется им несправедливым,— считает Андрей Федотов, ведущий эксперт Центра правовых и экономических исследований НИУ ВШЭ.— Они видят малообъяснимые вещи: явных коррупционеров держат на свободе, а случайным людям дают огромные сроки — и все это вызывает возмущение. Но объективно говоря, работа низовых судов, разбирающих стандартные гражданские тяжбы, за последние годы мало изменилась. Она как была терпима, так и осталась. Масштабы коррупции там сильно ограничены невысокими доходами массы населения. И довольно часто, когда на судью не давят сверху, он выносит оправданные решения. Поэтому масса россиян успевает войти во вкус судебного разбирательства.
До последнего времени россиян чаще упрекали в низкой правовой культуре, чем обеспечивали им простой и понятный доступ к честному суду. С каждым годом потребность в таком суде возрастает: и странно будет, если удовлетворение этого общероссийского ходатайства откатится еще на десятилетия вперед.
|