Седьмого октября Президентом России в
Госдуму был внесен законопроект об объединении Верховного суда (ВС) РФ и
Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ.
Согласно законопроекту, в России будет
создан «один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным
делам, по разрешению экономических споров и по иным делам». ВАС РФ
упраздняется, его полномочия передаются в обновленный ВС РФ, в который ВАС
входит на правах одной из судебных коллегий.
Переходный период составит шесть
месяцев. Объединение будет происходить только наверху: система арбитражных
судов прочих инстанций сохраняется в неизменном виде. Обновленный Верховный суд
будет состоять из 170 судей (сейчас в ВС 125 судей, в ВАС – 90). Для отбора кандидатов
на должности создается специальная квалификационная коллегия из 27 членов. В её
состав войдут по одному представителю от президента, Общественной палаты и
Ассоциации юристов России (АЮР) и по три от советов судей каждого федерального
округа. Специальная экзаменационная комиссия будет принимать экзамены у судей
объединенного суда: три представителя от АЮР и восемь от советов судей. Пожалуй, основная причина объединения судов - стремление к формированию
единообразной судебной практики. Уже наработанная практика высших судов, скорее
всего, будет продолжать использоваться нижестоящими судебными инстанциями при
принятии решений. Не исключено, что после слияния высших судов часть вопросов,
по которым суды не пришли к общему знаменателю, будет пересмотрена для
формирования единой позиции. Посредством единения суды общей юрисдикции смогут
перенять огромный положительный опыт арбитражных судов: электронный
документооборот, аудиозапись судебных заседаний и единая база судебных актов.
Однако есть место и опасениям: по словам Валерия Борщева, прогрессивность и
объективная независимость арбитражных судов может «раствориться» в
предсказуемом Верховном суде. Будущее объединенного Верховного суда будет
зависеть от того, кто будет руководителем этого органа: судья из ВС или ВАС.
Сейчас законопроект отнесен к категории
приоритетных и может быть принят до конца осенней сессии. Однако так как
нововведения требуют изменения Конституции, срок принятия закона может
затянуться: для внесения поправок в Основной Закон необходима поддержка двух
третей заксобраний субъектов России и не менее 300 парламентариев.
|