Международное
экономическое право является одной из ключевых отраслей международного права,
поскольку многие виды деятельности, регулируемые международным правом, носят
экономический характер (разработка ресурсов морского дна, космические
исследования, освоение Антарктики и др.). Таким образом, к соответствующим
отношениям должны применяться не только нормы международного морского или
космического права, но и принципы МЭП. МЭП имеет собственную систему принципов,
под которыми в праве традиционно понимают основные, исходные начала. Как
внутригосударственные отрасли имеют несколько уровней принципов, начиная с
конституционных и заканчивая институциональными, так и МЭП имеет набор
принципов, образующих иерархичную систему.
Основой для правового регулирования
отношений, составляющих предмет МЭП, служат основные принципы международного
права, зафиксированные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,
1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.
Международное сообщество выработало специальные принципы международного
экономического права. Однако, в отличие от основных принципов международного
права — jus cogens — принципы МЭП носят не императивный, а конвенционный
характер, то есть они действуют в том случае, если включены в соответствующий
договор.
Принцип
недискриминации опирается на всю
систему основных принципов международного права, сложился в качестве обычной
нормы как один из продуктов реализации принципа суверенного равенства
государств, а затем получил широкое подтверждение в документах ООН, ОБСЕ и иных
международных договорах.
Согласно данному принципу, государства
принимают обязанность действовать, не допуская дискриминации и устраняя
существующие ограничения. В его основе лежит предоставление государством на
началах взаимности другому государству, его организациям и гражданам общих
условий, которые не хуже, чем предоставляемые третьему государству, его
организациям и гражданам. Указанный принцип не касается предоставления на
законных основаниях льгот и преференций в международной торговле (об этом
принципе речь пойдет далее). Назначение данного принципа — не ухудшать для
государства-партнера общих условий, единых требований и поощрений, действующих
в отношении остальных, третьих государств. Меры, принимаемые государствами по
защите внутреннего рынка и национальной экономики, должны применяться в равной
степени ко всем государствам, их физическим и юридическим лицам.
Действие принципа недискриминации
предусматривает ряд исключений, к которым относятся, например, реторсии и общие
невзаимные преференции, предоставляемые развивающимся странам.
Принцип
наиболее благоприятствуемой нации
(режим наибольшего благоприятствования). В числе общих принципов Конференция
ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. указала: международная торговля
должна осуществляться «ко взаимной выгоде на основе режима наиболее
благоприятствуемой нации».
Рассматриваемый режим отличается от принципа
недискриминации тем, что в соответствии с ним государство на основе взаимности
предоставляет другому государству, его организациям и физическим лицам столь же
благоприятные условия (различные гарантии, привилегии, льготы, иммунитеты), как
и те, что предоставляются любому третьему государству, его организациям и
физическим лицам.
Ввиду того, что область применения данного принципа конкретизируется
в конкретном международном договоре (о торговом сотрудничестве, защите
инвестиций, о концессиях и др.), то положение о наибольшем благоприятствовании
принято рассматривать как типичную конвенционную норму. Как правило, международные
торгово-экономические договоры содержат оговорку (клаузулу) о режиме
наибольшего благоприятствования. Режим распространяется либо на все
экономические отношения, либо на определенную их часть в зависимости от
соглашения. Основной сферой действия режима являются
торговые отношения, международное торговое право.
При этом данный режим не
распространяется на преференции, предоставляемые отдельным государствам,
например соседним странам, членам регионального или интеграционного объединения
или развивающимся странам.
Принцип наибольшего благоприятствования, равно как и
принцип недискриминации, направлен на демократизацию международных
экономических отношений.
Принцип
национального режима направлен на
юридическое уравнивание иностранных физических и юридических лиц с гражданами и
юридическими лицами «своего» государства по основным видам правоотношений. Чаще
всего это имеет отношение к статусным нормам, определяющим гражданскую
правоспособность иностранных граждан и организаций.
Как
правило, данный принцип устанавливается национальным
законодательством либо национальным законодательством и международными договорами,
причем наибольшее распространение получило законодательное закрепление на
внутригосударственном уровне.
Сфера действия национального режима
значительно шире, чем режима наибольшего благоприятствования, поскольку она
охватывает практически всю частноправовую сферу. На основе данного принципа
физические лица и организации иностранного государства приравниваются в своих
правах к национальным физическим и юридическим лицам с некоторыми изъятиями.
Несмотря на то, что национальный режим во внешнеэкономической сфере сужает
возможности защиты национальных субъектов хозяйственной деятельности от
конкуренции со стороны иностранного капитала, он активно внедряется в эту
область по мере усиления интеграционных процессов и многостороннего
регулирования экономических связей.
Национальный режим двояк по своей
сути. Так, необходимо проводить границу между национальным принципом в
отношении общих прав и в отношении специальных экономических прав. Что касается
первого, то он во все большем числе государств предоставляется всем иностранцам
и лицам без гражданства, которые в правах и обязанностях приравниваются к
местным гражданам, за исключением случаев, установленных федеральным законом
или международным договором (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Если мы говорим о
специальных экономических правах, то приравнивание статуса иностранцев к правовому
положению местных граждан невозможно, так как это поставило бы под угрозу
национальную экономику. Достаточно вспомнить последствия распространенных в
прошлом режимов «равных возможностей» и «открытых дверей», которые навязывались
зависимым государствам.
Преференциальный
режим устанавливает, как правило,
определенные экономические или торговые льготы. Названный принцип может
действовать на различных уровнях: как во взаимоотношениях двух
государств-партнеров, так и внутри группы государств, например, регионального
объединения.
Установление преференциального режима является
отступлением от принципа наибольшего благоприятствования, но в то же время
предоставление такого режима развивающимся странам стало самостоятельным
принципом международного экономического права. Данное положение закреплено в «Женевских
принципах» Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. Так, во
внешнеэкономических отношениях развитых государств с развивающимися, а также
между развивающимися государствами странам рекомендовано использование
преференциального режима, которое в названных случаях не рассматривается как
нарушение принципа наибольшего благоприятствования. Практика установления
преференциального режима для развивающихся стран не требует указания на
создания такого режима для страны в каждом договоре.
|