1.Понятие субъекта международного права. Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей,способный участвовать в межгосударственных отношениях,международном нормотворчестве и нести ответственность за свои международные обязательства. Субъекты: - Государство
- Международные и межправительственные организации
- Государственноподобные образования
- Народы,борющиеся за самоопределение
- Иные субъекты
Все субъекты международного права обладают одинаковой правосубъектностью и различной правоспособностью, определяемой объемом прав и обязанностей. Субъекты МП подразделяются на: Первичные,являющиеся результатом естественного исторического процесса: - Государства
- Народы и нации,борющиеся за самоопределение.
И производные,создаваемые первичными: - Международные и межправительственные организации
- Государствоподобные образования
К числу субъектов международного права относят также отдельные международные судебные органы.(Например, международный уголовный суд,трибуналы) Характеристика отдельных субъектов международного права. 1.Государство. Является основным субъектом МП. Обладает универсальной правоспособностью; полным объемом прав и обязанностей. Государства подразделяются на простые и сложные: Простые-унитарные-являются едиными и самостоятельными субъектами. Сложные - федерации и конфедерации. Федерация является единым субъектом МП вне зависимости от того,что отдельным членам федерации может быть предоставлено право участвовать в международных отношениях, в заключении международных договоров. Подробнее смотреть - ФЗ о международных договорах РФ. Конфедерация-объединение государств,созданное на основе международного договора,как правило,для решения военных и политических задач. 2.Народы и нации,борющиеся за самоопределение. Это право является основным принципом международного права,закрепленным в уставе ООН. Самоопределение народа может осуществляться в форме: - Образования автономии
- Самостоятельного независимого государства.(присоединения к другому государству)
Для того, чтобы тот или иной народ имел право рассматриваться в качестве субъекта МП,необходимо чтобы сложились организационные и правовые предпосылки. Без правовых предпосылок борьба народа может рассматриваться как сепаратизм. Международное право направлено против нарушения территориальной целостности государств. Организационные предпосылки: - Наличие у большинства народа воли бороться
- Наличие созданных властных структур и единого центра,способного выступать от имени народа в межгосударственных отношениях.
Правовые предпосылки: Право на самоопределение относится к: - Народам колоний и других несамоуправляющихся территорий.
- Народам,проживающим на территории государств,которые подверглись аннексии после 1945 года.
- Народам, в законодательстве государств которых предусмотрено право на самоопределение.
- Народам, государства которых нее соблюдают права на самоопределение и не обеспечивают представительство всех слоев населения в государственных органах.
Борьба народа за самоопределение может иметь как мирный, так и военный характер. Мирный-выступления в СМИ и парламенте; не должно быть призывов к насилию. Насилие может применяться только в ответ на применение вооруженной силы. 3. Международные и межправительственные организации. Определение- объединения государств,созданные в соответствии с учредительным договором,определяющим его правоспособность,имеющему постоянно действующие органы,решающие задачи в универсальной или определенной сфере международных отношений. Например-ООН,ВОЗ,ЮНЕСКО,МАГАТЭ,СНГ,ШОС и многие другие. Об этом мы поговорим на другой лекции. Тут будет ссылка. 4.Государствоподобные образования. Субъект МП,возникающий на основе соглашения государств для разрешения территориальных споров и разногласий. Например,ранее это были вольные города,свободные территории. Ныне-это Ватиткан. Международное правовое признание. Определение: это односторонний добровольный акт государства,которое заявляет о том,что рассматривает другое государство в качестве субъекта международного права и намерено поддерживать с ним международные отношения. Или правительство,пришедшее к власти неконституционным путем на территории того или иного государства как представителя народа соответствующей территории. Различают признание: - Предварительное - Окончательное - Традиционное Раздичают формы признания: - Де-факто(предварительное) влечет за собой установление консульских отношений.
- Де-юре(полное и окончательное) влечет за собой установление дипломатических отношений.
- Ad hoc. Это временное признание для решения каких-либо вопросов международных отношений.
Государство признается тогда, когда происходят какие-либо территориальные изменения. Правительство признается тогда, когда оно приходит к власти неконституционным путем в том или ином государстве. Также существует "доктрина Эстрады". Это так называемое молчаливое признание-когда государство не желает одобрять способ прихода правительства к власти, и в то же время намеренно с ним поддерживает официальные отношения.
|