Мне посчастливилось быть в МГУ на лекции Алексея Власова (заместитель декана исторического факультета МГУ). Там обсуждались некоторые аспекты модернизации России, но я хочу кратко остановиться на его рассуждении о проблеме российского образования, с которым согласен.
Это только моя авторская заметка и я не претендую на истину в первой инстанции.
Многим это даже покажется очевидным и тривиальным, но я лишь хочу услышать мнения, потому что нигде больше этот вопрос при мне не поднимался.
Образовательный процесс - это прежде всего учитель. Образование ухудшается только потому, что ухудшается качество преподавания. А почему это происходит?
Все достаточно просто. Молодежь все меньше остается работать в образовательной системе. Это вызвано многими факторами - низкие заработные платы, низкий престиж и отсутствие внятных перспектив.
Строго говоря, падение человеческого капитала - одна из ключевых проблем России. Это происходит на всех уровнях.
Что мы имеем в результате? Талантливые студенты не остаются преподавать. Так, учителями становятся преимущественно люди, не добившиеся результатов в других видах деятельности.
Конечно, у нас есть хороший преподавательский состав в ведущих ВУЗах страны, но многие сотрудники уже достигли преклонного возраста, а достойной замены им не предвидится.
Пути преодоления такого "образовательного кризиса" не так просты для тех, кто должен их реализовывать. Необходимо прежде всего увеличить финансовую и имиджевую привлекательность работы учителя, уделить особое внимание развитию учебных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для преподавательской деятельности. Крайне желательно серьезно относиться к отбору талантливых студентов и обеспечивать им поддержку, трудоустройство и достойную оплату, чтобы не происходил отток людей за рубеж, который происходит в настоящее время.
В данный момент образовательная система находится в положении стагнации, но если ничего не предпринимать - то скоро может перейти в режим падения.